Мир "Последней волшбы" во многом задуман как парафраз нашего мира и содержит массу отсылок на реальные обстоятельства. На этой странице любопытствующие смогут узнать, откуда в романе "уши растут".
1. География. Основные страны "Круга земель" так или иначе напоминают о земной истории:
- Энграм - это типа австро-венгерской империи, хотя собственно Вильдор списан скорее с Гейдельберга. Тут ведь хватаешь чё попало, что больше всего подходит. Вот таверна "Три зайца", например - она вообще в Страсбурге находится, на Еврейской улице (Rue de juifs).
- Вестенланд и его регионы - что-то типа нынешнего Европейского союза: Свейн - типа Швеции (Фейн, соответственно, Чухонь, то бишь Финляндия). Дальше идет Альберн - ну это Англия всякая с Шотландией, Уэльсом и прочими прелестями. Монферре - типа севера Франции плюс Бенилюксы всякие и, может быть, даже Дания. Южнее - Сорм, славящийся своим виноделием - это южная Франция, наверное.
- Королевство Аскона - это Испания времен ее владычества на морях, с нынешней Португалией впридачу.
- Шахваристан - мусульманский Средний Восток и страны Магриба: Саудовская Аравия, Эмираты, Ливан, Ирак с Ираном; но не Турция и не Египет. Зато Алжир с Ливией, Марокко, Тунис - в ту же кастрюлю.
- Чжэн-Го - это Срединная Империя в пору ее расцвета. Конечно, Китай, но и Монголия, и Бирма, и Лаос... Вот главный их маг, кстати - Нгуен Эффенди - списан с дядюшки Хо Ши Мина, да и город Дьем - название вьетнамское, а не китайское.
- Интереснее всего с Белозерским царством. Это - некая гипотетическая Великая Беларусь, с Литвой, северо-западом России, Польшей и еще кое-чем по мелочи. Малая Рось - это Украина, естественно, но преимущественно западная (Коропецкое нагорье = Карпаты, а Змийгород - что-то среднее между Ужгородом и Львовом), зато Великая Рось - это скорее Сибирь.
2. Пятеричная структура мира "Последней Волшбы" восходит к представлениям средневековых алхимиков, базировавшихся в свою очередь на гораздо более древних источниках, начиная с семи дней творения. Семь цветов радуги, у семи нянек дитя без глазу, "семь шкур спущу", да и тайна тоже за семью печатями. Семеро козлят для волка, и гномов Белоснежке достается ровно столько же - сакральная семерка пропитывает всю человеческую культуру, но у средневековых алхимиков она приобрела окончательную структуру Гармонии Вселенной, собранную в таблице глобального соответствия:
День недели |
|
|
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Воскресенье (англ. Sunday) | Гелиос = Аполлон | Солнце ☼ | Золото - Au | |||
Понедельник (англ. Monday) | Диана = Артемида | Луна ☾ | Серебро - Ag | |||
Вторник (фр. Mardi) | Марс = Арес | Марс ♂ | Железо - Fe | |||
Среда (фр. Mercredi) | Меркурий = Гермес | Меркурий ☿ | Ртуть - Hg | |||
Четверг** (фр. Jeudi) | Юпитер = Зевс | Юпитер ♃ | Свинец - Pb | |||
Пятница** (нем. Freitag) | Венера = Афродита | Венера ♀ | Медь - Cu | |||
Суббота (англ. Saturday) | Сатурн = Кронос | Сатурн ♄ | Олово - Sn |
* Солнце и Луну земные астрологи и по сию пору считают за планеты
** Параллели дней недели с именами богов и названиями планет особенно заметны в романо-германских языках. Хочется отметить, что немецкое Freitag для пятницы, равно как и английское Friday, восходят к Фрейе – женскому божеству вечной молодости скандинавского пантеона, тогда как французское название Vendredi отсылает напрямую к Венере. Что же касается четверга, то английское Thursday знаменует день скандинавского Тора, а немецкое Donnerstag – не день грома, а день Громовержца. Во французском Jeudi, в свою очередь, явно отслеживается Jovus.
Именно эта схема, редуцированная в масштабе 5/7, и легла в основу Круга земель, где вместо десятков считают пятериками, круглое число "квадра" означает 52=25, а число храмов в Алатырь-городе вместо московских сорока сороков приобретает форму "пять раз по пять раз по пять".
Семиричная схема земного Средневековья рухнула с обнаружением цинка и изобретением телескопа, открывшего глазу новые планеты. Точно так же система пяти элементов в Круге Земель обречена, а идеологию этого слома призвана обосновать...
3. Иодайская ересь,
возникшая в романе, совершенно очевидно, по мотивам веры иудейской. Преследования, погромы, пресловутая "звезда дравидов", отсылающая даже фонетически к Звезде Давида, да и последнее тайное поселение беглых иодаев располагается на дальневосточной окраине Великой Роси в местечке Барабожь, по мотивам вполне реального Биробиджана.
Всё содержание романа поэтому можно свести к одной шуточной формулировке "Победа сионизма над коммунизмом", то есть смена пятилучевой звезды на шестилучевую.
С другой стороны, все не так однозначно - "Последняя волшба" не памфлет и даже не аллегория, а та самая сказка, в которой каждый может отыскать свой намек (если захочет, разумеется). Так, "Заповедная книга иодаев" не списана с Торы, а напрямую цитирует Гермеса Трисмегиста: что наверху, то и внизу.
4. О верованиях и храмах
Ересь невозможна там, где нет главной религии. Так вот, такая религия в Круге Земель есть и основана на вере в двух богов: светлого зовут Арман, а темного - Тинктар.
Арман - Бог-созидатель, напоминающий ветхозаветного Яхве первых книг или индийского Вишну напополам с Брахмой. В его власти хранить и приумножать, почитается он в образе статного мужчины зрелых лет, земледельца с золотым яблоком в руке. Жрецы Армана тучны и многодетны, а храмы в форме фаллических башен богаты и раскрыты любому прихожанину снизу и доверху.
Тинктар же - Бог-завершитель, вызывающий в памяти в первую очередь индийского Шиву, но помимо того - еще и Яхве времен Апокалипсиса и Страшного суда. Он призван разрушить когда-нибудь старый мир "до основанья, а затем...", чтобы дать дорогу новому. А пока что - покровитель мистики и тайны, почитаемый в облике юноши-охотника с серебряным луком за спиной. Таинства, творимые в подвалах его приземистых полукруглых храмов доступны лишь посвященным.
5. Сексуальная магия
Реальная магия в истории человечества, от первобытных шаманов каменного века до
утонченных шарлатанов века XXI-ого всегда и всюду завязана на секс. Здесь слово "реальная"
относится к практикуемым обрядам, а не к эффективности их применения. За примерами
и доказательствами отсылаю всех к исчерпывающему труду Дж. Фрезера "Золотая ветвь" (1890),
хотя лично для автора огромным стимулом к описанию и использованию сексуальности была
книга V. Will, "Sexual deviance in Society and history", (English, ca 750 pp.), следы которой
теряются на просторах интернета.
В любом случае, применяемая в романе магия не придумана автором, а базируется
на учении Тантры в его индуистском или буддийском (ваджраяна) варианте.
6. Герои романа и их прототипы
Прототипами большинства героев романа, а также его первыми читателями и критиками стали участники интернет-форумов www.sex-forum.ru и, впоследствии, www.7f.ru (даже перечень ников слишком велик для того, чтобы его здесь приводить). Именно прототипам принадлежат ретушированные фотографии, использованные для представления героев романа на подстранице "Путеводитель по миру").